21.01.2009 | Служба новостей Росфирм

Рынок машин оказался на краю пропасти

Рынок машин оказался на краю пропасти

PricewaterhouseCoopers прогнозирует 25-50% падение рынка автомобильных продаж в России в 2009 году. По мнению аналитиков, упадут также кредитные продажи и средняя цена автомобиля.

PricewaterhouseCoopers подсчитал, что в 2008 году российский рынок автомобилей вырос на 14% в количественном выражении и на 29% в денежном. Средняя цена машины выросла на 13% до $21,7 тыс. Всего аналитики насчитали в России в прошлом году 3,175 млн проданных машин. Из них 1,5 млн составили новые импортированные автомобили, 700 тыс - машины российских марок, 580 тыс - иномарки российской сборки и 395 тыс - импортные подержанные автомобили. Наиболее динамично развивался сегмент произведенных в России моделей иностранных брендов - +32%. Новые импортные автомобили прибавили 24%, а подержанные - всего 4%. Российские производители сократили продажи на 9%. Общий объем рынка составил $69 млрд.

Падение рынка, стремительно набиравшего обороты до недавних пор, началось еще в последних месяцах 2009 г. Так, по данным Ассоциации европейского бизнеса, сокращение продаж машин иностранных марок в декабре составило 10%, хотя, по итогам года число реализованных в России иностранных автомобилей выросло на 26%.

Лидерами рынка стали Chevrolet с 234,5 тыс машин (+24%, Hyundai - 192,7 тыс машин (+30% и Toyota - 190 тыс машин (+31%. Занимавший в прошлом году второю строчку Ford не смог конкурировать с преследователями и занял четвертую строчку рейтинга с 186,8 тыс машин (+6%. Место в десятке лидеров потерял KIA 88,2 тыс машин (+12%. Opel и Honda отодвинули его на 11 место.

В целом, все крупнейшие иностранные производители сумели закончить 2008 год в плюсе. Серьезно упали продажи лишь у "открытия" 2007 года - китайского Chery - минус 58% и 15,7 тыс машин, а шведский Volvo сыграл "в ноль" - 21 тыс машин, что всего на 36 единиц меньше, чем в прошлом году.

Однако декабрь стал провальным. Среди иностранных марок, входящих в первую десятку по популярности, сохранить положительную динамику в декабре удалось лишь Toyota (+7% и Honda, показавшей феноменальные +113%. Последнего производителя можно назвать наиболее успешным по привлечению новых потребителей. В 2008 году прирост продаж Honda составил также рекордные 50,5 тыс машин - настолько свои годовые показатели не сумели увеличить даже лидеры рынка Chevrolet и Hyundai: +44,9 тыс машин и +44,8 тыс машин соответственно.

Партнер PricewaterhouseCoopers Стенли Рут уверен, что 2008 год стал последним годом роста российского авторынка в обозримом будущем. "В базовом  сценарии  падение продаж составит 25% в количественном выражении,  таким образом, объем продаж будет около 2,3 млн автомобилей, при пессимистическом  сценарии  падение достигнет 50% при объеме рынка в 1,6 млн штук", - считает он. Кроме того, по данным PricewaterhouseCoopers доля автомобилей,  приобретенных  в  кредит,  снизится  с  31% в 2008 году до 20-10% в  2009  г, а средняя  стоимость продаваемого автомобиля в 2009 г. составит $20-18 тыс. против $21,7 тыс. годом ранее.

Источник: "Деловая газета"